В.П. Быков
Обеды вегетарианца
Москва, 1894
Первым основанием должно назвать мнение наиболее известных учёных, как то: Гассенди, Линеус, Даубентон, Кювье, Лоренс, Белл, Овен и многих других, утверждающих, что всё внутреннее и наружное строение человека ясно указывают, что плодоядная диета есть самая естественная его диета. Анатомия человека чрезвычайно схожа с анатомией обезьян высшего порядка. Между тем обезьяны питаются исключительно орехами, фруктами и зёрнами, и хотя их и можно приучить к употреблению мясной пищи, но они становятся толстыми и менее здоровыми и смирными. Человеческие зубы не схожи с зубами ни мясоядных, ни травоядных животных, но более всего похожи на зубы обезьян (смотри соч. Овена, Лоренса, Белла и др.). Кроме того, человек не имеет такого большого и сложного желудка и такого длинного кишечного канала, как у травоядных; не имеет он такого простого мешкообразного желудка, большой печени и короткого кишечного канала, как у мясоядных животных. Эти и другие анатомические признаки ясно подтверж дают, что безубойное питание есть самое нормальное питание человека. Некоторые из противников вегетарианского питания ссылаются на то, что у каждого человека так же, как и у мясоядных животных, есть так называемые глазные зубы; но не следует упускать из вида, что глазные зубы человека совершенно не годятся для той цели, для какой существуют глазные зубы у мясоядных, т. е. для разрывания мяса. У обезьян эти зубы гораздо более развиты, чем у человека, и употребляются ими для обороны, или для просверливания твёрдых растительных веществ. Вегетарианская диета, будучи естественной диетой человека, доставляет ему все материалы, необходимые для укрепления человеческого тела, и производит ещё то, что процессы пищеварения происходят самым натуральным образом без малейшего расположения к расстройству желудка. Мало этого, - крепкие кости, твёрдые мускулы и вообще наиболее крепкое сложение человека - находятся в безусловной зависимости от этой диеты.
Вторым основанием служит то, что мясо не содержит в себе ничего такого, что бы не могло быть найдено в растительном царстве; наоборот, убойная пища, будучи лишена сахара и крахмала и, имея в себе чрезмерное количество мясных составов, - должна быть признана очень несовершенной пищей. Тогда как между продуктами растительного царства можно выбрать себе пищу, подходящую ко всякому климату и ко всяким условиям жизни, потому что некоторые из зёрен, стручковых плодов, фруктов и орехов заключают в себе значительно большее количество мясных составов, нежели само мясо, а некоторые в избытке содержат в себе производителей тепла и силы, - т. е. крахмал, масло и сахар. Волокнистые и белковые вещества овощей до того схожи с волокнистыми и белковыми веществами мяса животных, что весьма трудно различаются по форме; и химические анализы не способны открыть разницу между ними. (Либих)
Третье основание то, что даже при самых благоприятных условиях мясо животных никогда не может быть свободно от вредных для здоровья человека элементов и нечистот, так как жизненный процесс обмена веществ в животных идёт своим чередом так же, как и в человеке; и в то время, когда в связках и кровяных сосудах появляются и обыкновенные элементы, в то же самое время, по тем же самым связкам и сосудам стремятся к испражнительным выходам системы изнурённые, отжившие, иногда даже разрушенные и болезнетворные элементы животного организма. Ясное дело, что когда этот жизненный процесс обмена нарушается насильственной смертью животного, то все эти испорченные вредные вещества задерживаются в трупе убитого животного с той большой пропорцией нечистой жильной крови, которая до момента смерти стремилась вывести эти вредные вещества вон из организма; и нет таких способов, нет такой силы, которая могла бы удалить из мяса убитого животного эти вредные элементы. И хотя таким великим гигиенистам, как Моисей, и предписано неукоснительно давать совершенно стекать крови с убитого животного (Левит гл. 12 и 27; Второзаконие гл. 12), но этим достигается очень немного: кровь стекает только по крупным артериям; по мелким же, и в особенности по так называемым волосным сосудам, истечение её никогда не может быть полным, так как с прекращением тепловой жизненной энергии кровь застывает и остается в мясе.
И, если серьёзнее вдуматься в это положение вещей, то мы увидим, что труп животного, погибшего естественной смертью, безопаснее для нас, нежели труп животного, убитого нами в пищу: первый мы не будем есть и из чувства брезгливости, и из боязни заразиться имеющимися в нём вредными началами, а второй будем употреблять в пищу, хотя в нём будут те же вредные и те же заразные начала.
Четвёртое основание. Большую часть животных, убитых для продажи, следует отнести к разряду нездоровых. Происходит это исключительно от искусственного и ненормального разведения их людьми, эксплуатирующими человеческую страсть к употреблению мяса. Настолько не натуральны эти условия, можно судить хотя бы по такому факту: пишущему эти строки нынешним летом пришлось наблюдать в одном из крупных сельских хозяйств Тамбовской губернии такой метод, практикуемый для усиленного разведения овец: баранов ежедневно и по несколько раз поили водкой и давали им в пищу белые хлебы. Кроме того, по утверждению величайших авторитетов, среди животных существует масса заразных болезней, которые очень легко передаются человеку при употреблении им мяса больных животных, и эти болезни таковы: трихиноз, чума, свиной тиф, воспаление легких, карбункул, болезни ног и рта, рожа, туберкулёз (чахотка) и т.д.
Пятым основанием служит господствующее доказательство вегетарианцами того, что они наслаждаются сравнительной льготой от болезней. Есть масса людей, которые, после перехода на вегетарианскую диету, совершенно избавились от таких болезней (большей частью хронической формы), как подагра, ревматизм, несварение желудка, падучая болезнь, паралич, развивающиеся грудные болезни и т. п., - и есть ещё больше людей, которые, благодаря этой диете, прямо наслаждаются жизнью в буквальном смысле этого слова. Вообще же люди, практикующие эту диету, легко переносят всевозможные несчастья; быстро оправляются от ран и хирургических операций; кроме того, диета, лишённая мяса, вылечивает застарелые язвы (Lancet, 14 Мая 1842 г.), тогда как другие средства оказываются совершенно бессильными. Хорошо известны также и такие примеры, как филантроп Джон Говард, который, будучи вегетарианцем, безнаказанно для своего здоровья посещал темницы и другие злополучные жилища, в которых свирепствовала л ихорадка и был ужасно заражён воздух.
Шестым основанием следует назвать наблюдения медиков, которые обратили специальное внимание на причину и лечение пьянства и доказали, что чем сильнее у больных страсть к мясу, тем упорнее держится эта болезнь, и желание опьянения уменьшается соразмерно воздержанию от употребления мяса, так что некоторыми авторитетами науки (Джексон В. Даневилл, Соединённые Штаты, и другие) установлено как факт, что во многих случаях единственным верным лекарством против этого ужасного проклятия служит полная вегетарианская диета.
Седьмое основание - это повеление Господа человеку при сотворении мира, выраженное в следующих словах: "вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам [сие] будет в пищу" (Бытие, 1 гл., ст. 29) И ни Библия, ни другой какой авторитет не доказывает, что анатомия современного человека настолько изменилась против той, ради которой Создатель приведёнными выше словами дал заповедь о пище, чтобы мы имели основание перейти на пищу, чуждую нашей природе.
Восьмое основание то, что хотя человек под влиянием каких бы то ни было условий жизни и очень давно перешёл на всеядную диету, однако, когда Божественные и нравственные законы, формулировавшись к обузданию дурных человеческих наклонностей, ясно выразили ненормальность человеческого питания, люди должны забыть минувшее и возможно строже отнестись к самим себе. Ведь никто не будет отрицать того, что хотя во времена иудейства, а может быть, даже и в начале христианства допускалось рабство, но раз оно было осуждено и сделана попытка к уничтожению его между всеми народами, - трудно предположить, чтобы нашлись защитники рабства, оправдавшие его тем, что оно держалось ещё в незапамятные времена. Точно таким же образом следует разрешать и великий вопрос о пище не воззванием к прошедшему закону, которому уже не повинуются современные потребители мяса, - а ссылкой на великие принципы Евангельских законов Божественной любви. И как Божественный Учитель, обсуждая вопрос фарисеев о браке, сослался на первоначальные основы брачной жизни, выраженные Великим Творцом Вселенной при сотворении первых людей такими словами: "Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть" (Бытие, гл. 2, ст. 24), - точно также и вопрос о нормальной диете человека должен найти свой ответ в тех законах о пище, которые были даны человеку первоначально при его творении и которые служат нашим седьмым основанием.
Девятое основание. Вегетарианская диета, чуждая намерений доставлять страдания животным, проливать их кровь, благотворна для чистоты мыслей, целомудрия и тихого согласного нрава. Способствуя физическому развитию, она совершенствует также душевные качества человека и, кроме того, в немалой степени способствует здоровому развитию умственных способностей. Так что чистые и непорочные средства для естественной жизни человека, влияя на самую жизнь, делают чистыми и непорочными самые дела жизни.
Десятое основание. Вегетарианская диета дает более моложавый и приятный вид человеку. Адам Смит в своем сочинении "Богатство народа" говорит, что самые прекрасные женщины в Британских владениях находятся между низшим классом населения Ирландии, - которое обыкновенно питается картофелем. Библейские отроки Даниил, Анания, Мисаил и Азария, питаясь овощами и простой водой, были прекраснее и полнее телом всех тех отроков, кои питались яствами с царского стола (Книга пророка Даниила, гл. 1, ст. 12-15).
Одиннадцатое основание то, что лучшие чувства гуманных мужчин и сострадательных женщин возмущаются против жестокости истребления животных, против печального их вида, против несчастного, разрывающего душу и сердце их крика, против беспрерывного кровопролития и против всех тех отвратительных ужасов, кои неминуемо сопровождают разведение скота, приготовляемого в пищу людям; перегон его из одного края земли в другой, и, наконец, резню этих несчастных страдающих, чувствующих и, несомненно, мыслящих существ.
Двенадцатым основание должно служить то, что бесчеловечно и себялюбиво, создавать целому классу населения отвратительное, жестокое и нездоровое занятие мясника - занятие, которое и научно и по опыту должно быть признано не только совершенно не нужным, но и абсолютно враждебным для лучших интересов человеческого поколения.
Тринадцатое основание. Если бы треть всего свободного пространства каждой страны можно было отдать под посевы продуктами хлебного и стручкового растения, как, например, под горох, и т. п.; другую треть под картофель, свёклу, репу и другие корнеплоды, а остальную треть - разведению фруктов, лесами и пастбищами для таких домашних животных, как быки, коровы, бараны, овцы; словом, - для тех, чей труд, молоко и шерсть нам полезны, - не подлежало бы сомнению, что самые маленькие государства были бы в состоянии пропитать население, во много раз большее, чем в настоящее время, и были бы совершенно независимы от запасов крупных заграничных государств.
Четырнадцатое основание то, что страна, сельское население которой, главным образом, обрабатывает землю для зерновых хлебов, фруктов и растений и, кроме того, занимается пастбищами, - всегда имеет перед собой блестящее будущее, так как её народ олицетворяет собой здоровье, силу, мощь, и нация такой страны прогрессивно процветает и растёт.
Пятнадцатое основание. Если бы употребление мясной пищи было бы признано ненужным, убиение ради псовой и ружейной охоты вообще было бы повсемирно осуждено как зверство, то во многих малоземельных государствах большое пространство "сохраненной" земли было бы обработано и засеяно растительными продуктами, дав при этом массу труда, а с ним и пищу массе свободных рук и голодных ртов, и, вместе с тем, удешевив стоимость жизни, понизило бы численность нищеты до минимума.
Шестнадцатое основание. Мясо, содержа в себе от половины до трех четвертей своего веса воды, по крайней мере, в 3-4 раза дороже пшеницы, овсяной муки и других зёрен, как то: бобов, чечевицы, гороха, которые содержат в себе только 14% воды.
И смешанная диета из мяса и овощей стоит каждому человеку в 3-4 раза дороже, чем вегетарианская, если даже в последнюю входит сыр, молоко и масло. Само собой становится очевидным, что нелогично и безрассудно платить за худшую пищу большую сумму.
Семнадцатое основание то, что неисчислимое количество трудящихся людей и их жён, при существующей убойной диете, должно соблюдать строгую экономию и иметь большое самоотвержение, чтобы кое-как сводить концы с концами; между тем, благодаря вегетарианской диете, как более дешёвой и экономной, - они могли бы быть свободны от многих забот и имели бы лишние деньги для лучшей у себя обстановки в доме, для приобретения литературы, для случайной поездки за город или даже для выезда на дачу, для улучшения своего эстетического вкуса и для лучшего познания природы в её разнообразных видах.
Восемнадцатое основание. Дети естественно предпочитают спелые фрукты и мучные блюда мясу и лучше развиваются от них; так как вообще признано, что есть много мяса детям, безусловно, вредно. И, без сомнения, если бы дети не были окружены убеждениями родителей и силой их примера, - они никогда бы, по одному только влечению природы, не приобрели привычки есть мясо, потому что это противно природе. А между тем, какой глубокий и вместе с тем ужасный разлад вносится в юную душу "малых сих" при их воспитании. С одной стороны, в них силятся вкоренить любовь ко всей одушевленной природе и страх причинить боль и страдание всякому творению, а с другой стороны - личным примером утверждают в них ложное понятие о том, что резня животных для употребления в пищу с неизбежными при этом для них страданиями, безусловно, необходима и справедлива.
Девятнадцатое основание то, что с тех пор, как мир имеет историю, люди немало обязаны приобретёнными богатствами, делаемыми подвигами и победами, - силе, терпению, смелости и разумной способности к труду животных, не употребляющих мяса. Всякий труд животных на земле исполняется только травоядными: лошадьми, быками, мулами, слонами и верблюдами. И ни одно мясоядное не обнаруживает того терпения и той твёрдости, которыми богата хотя бы наша лошадь, работающая ежедневно с утра до вечера почти без отдыха. Du Chaillu докладывает, что он видел гориллу, питающуюся обыкновенными фруктами и орехами, которая в своих руках без явного усилия сломала ружьё, нечаянно выроненное одним из её преследователей, а известный натуралист д-р Дункан уверяет нас, что это животное по своей природной силе превосходит африканского льва.
Двадцатое основание. Все те, которые живут на вегетарианской диете, тяжелее весом, мускулистее, терпеливее, имеют более хладнокровия для владения самим собой в припадках гнева, богаче силой воли, способнее к выносливости, к совершению больших подвигов, чем те, которые живут на смешанной диете. Профессор Форьесс, экспериментируя над англичанами, употребляющими в изобилии мясо, над шотландцами и ирландцами, употребляющими большей частью зерновые похлебки, картофель и хлеб, - доказал, что шотландцы и ирландцы превосходят англичан в высоте роста, в весе и силе. Лапландцы, питающиеся мясом, составляют слабую тщедушную расу, тогда как финны, которые обитают в том же климате и питаются главным образом продуктами земли, составляют такую же прекрасную расу, как шведы и норвежцы. Причину этой разницы, говорит д-р Ламб, следует объяснять преимуществом диеты последних.
Двадцать первое основание. Спартанцы, которые в истории народов стоят вне всякого сравнения по силе мускулов, по физической энергии и способности выносить труд, - были вегетарианцы, так же как греческие и римские армии во времена их лучших походов, и отступление от этого рода питания и простых привычек вызвало их быстрый упадок (Rollin. Ancient History; научн. Основ. Вегетар. Анна Кингсфорд). Точно также в эпоху общественных игр в Греции, где мускульная сила проявлялась во всевозможных её видах, - участники этих игр только тогда служили предметами общего удивления и восторга, когда они придерживались суровой вегетарианской диеты; но когда впоследствии убойное питание завоевало себе главенствующее положение, те, кто ранее отличался силой, становился ленивым, изнеженным и слабым.
Двадцать вторым основанием должно служить то, что многие из открывших свету новые области мысли и шедших по непротоптанному пути науки делались вегетарианцами по собственному убеждению. Из целой массы имён в древних годах могут быть указаны Гезиод, Будда, Пифагор, Эмпедокл, Платон, Овидий, Эпикур, Музмий, Сенека, Плутарх, св. Иаков (первый представитель христианской церкви в Иерусалиме), Тертуллиан, Климент Александрийский, Порфирий, Златоуст, император Юлиан Пруденций; в позднейшие времена: Корнаро, сэр Томас Мор, Монтень, Лессио, Гассенди, Бэкон, Рей, Коулей, Эвелин, Мандевиль, Мильтон, Боссюэт, Ньютон, Линеус, Томсон, Поп, д-р Экэ, д-р Чайн, д-р Кокки, Русо, Вольтер, Честерфилд, Гартлей, Веслей, Говард, Сведенборг, Ритсон, Франклин, Бернарден де Сент-Пиерр, д-р Прессавен, д-р Ламб, д-р Гуфеланд, Шелли, Байрон, Филлипс, Бродертон, Алькот, Глейзе, Грэхем, Ламартин, Мишле, Струве, - не перечисляя уже множества имён ныне существующих авторитетов и гениальных людей.
Двадцать третье основание. Раз доказано и может легко быть проверено каждым, что жизнь человека не только не сократится, а, наоборот, продолжится, а здоровье и счастье улучшится безубойной диетой, то ни справедливость, ни сострадание, ни милосердие не могут оправдать той возмутительной жестокости, которая ежедневно совершается для насыщения извращённых и неестественных вкусов.
Двадцать четвёртым и последним основанием должно служить то, что вегетарианство само по себе есть протест против тех зол, которые более всего тревожат богатые и сильные нации, - т. е. против роскоши, невоздержанности и пороков. Оно совершенно отвергает то, что достигается ценою жизни невинных животных, оно учит любви, милосердию и справедливости ко всем и поощряет воздержание, бережливость, непорочность, человеколюбие и вообще всё, что способствует благосостоянию, мирному развитию и нравственному улучшению человеческого рода.
Комментариев нет:
Отправить комментарий