...Ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещенности и непросвещенности вот какому состоянию... посмотри-ка: ведь люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная – глянь-ка – невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.
– Это я себе представляю.
– Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат.
– Странный ты рисуешь образ и странных узников!
– Подобных нам. Прежде всего разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?
– Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно?
– А предметы, которые проносят там, за стеной; Не то же ли самое происходит и с ними?
– То есть?
– Если бы узники были в состоянии друг с другом беседовать, разве, думаешь ты, не считали бы они, что дают названия именно тому, что видят?
– Непременно так.
Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх – в сторону света, ему будет мучительно выполнять все это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше. И как ты думаешь, что он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он видел пустяки, а теперь, приблизившись к бытию и обратившись к более подлинному, он мог бы обрести правильный взгляд? Да еще если станут указывать на ту или иную мелькающую перед ним вещь и задавать вопрос, что это такое, и вдобавок заставят его отвечать! Не считаешь ли ты, что это крайне его затруднит и он подумает, будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь?
– Конечно, он так подумает.
– А если заставить его смотреть прямо на самый свет, разве не заболят у него глаза, и не вернется он бегом к тому, что он в силах видеть, считая, что это действительно достовернее тех вещей, которые ему показывают?
– Да, это так.
- А если, вернувшись, расскажет он прикованным в пещере о том, что видел - поверят ли они ему? Ведь не видели никогда ни света, ни неба, ни солнца...
- Конечно нет, - виденное будет выше их понимания.
- И что они сделают, с тем, кто принес им рассказ о новом мире?
- Убьют вернувшегося, чтобы не смущал рассказами о том, чего нет...
Платон. Миф о пещере
Борис Пинаев
Сумрачную
вообрази
пещеру,
а себя - прикованным к стене...
Не обернуться...
Нет, не взглянуть
на источник Света...
Не повернуть головы...
Перед взором твоим -
лишь тени предметов...
Их несут у тебя за спиной
вдоль дороги
некие люди.
Только тени вещей
для тебя -
вся реальность.
И вдруг
с тебя сняли оковы,
разрешили вверх посмотреть...
- Солнце?
Нет, уберите свет!
Боль терзает глаза...
Труден к небу поход.
Нужна постепенность,
ступени:
сперва тени,
отраженья в воде...
Потом сами предметы,
свет ночной
звёзд и луны...
И наконец
мир идей,
светоликое Солнце,
созерцание горнего...
Всего,
что нельзя потрогать руками.
Кто захочет вернуться?
Скажут:
- Он повредил глаза,
лучше его убить,
потому что мешает жить...
Вот так-то,
любезный Главкон...
См. также
- Википедия - Миф о пещере
- Гоблины (живут в пещерах, но не переносят солнечный свет)
- Матрица (Фильм Матрица отображает материальный мир, подобный пещере, за которым - духовный мир, где Бог как солнце)
Комментариев нет:
Отправить комментарий