[ интервью ]
С Женей Румянцевой, стройной и приветливой девушкой, известной в беговой среде своей любовью к ультрамарафонским дистанциям, мы встретились в вегетарианском кафе Джаганнат на Земляном Валу. Больше года назад Женя перешла на сыроедение, а до этого почти 3 года придерживалась веганской диеты. Конечно, разговор сразу же зашел о связи питания и спорта.
F&F:
Женя, мы очень рады, что ты согласилась встретиться - все-таки тема непростая и не все склонны ее обсуждать, несмотря на то, что сегодня много разговоров об отказе от животных продуктов питания и о том, как это влияет на здоровье.
ЕР: Да, эту тему много обсуждают. Кстати, есть интересные данные. Если в целом среди всех людей вегетарианцев очень мало - какие-то доли процента, то среди бегунов их уже 2%, среди марафонцев - 10%, а среди ультрамарафонцев - 20%, и в основном это веганы. В этом году я бегала ультрамарафон в Питере, в Гатчине. Там участвовал один парень, который в прошлом году занял в этом забеге первое место, а в этом году - второе. Он сыроед.
F&F: Интересная тенденция. Ведь даже среди качков, культуристов есть веганы и сыроеды.
ЕР: Да.
F&F: Но насколько я знаю, они употребляют много белковых добавок, чтобы дать мышцам строительный материал. Бегунам, конечно, это не нужно в такой степени.
ЕР: Да, нам проще.
О СПОРТЕ
F&F: Поздравляем тебя с победой в Кусковском марафоне - ты ведь финишировала первая. (В рамках Кусковского марафона Женя бежала дистанцию 50 км - F&F.)
ЕР: (смеется) Там особо конкуренции не было. Здесь похожая тенденция, как с вегетарианцами и веганами: чем короче дистанция, тем больше желающих ее бегать. Чем она длиннее, тем меньше. Эту дистанцию бежала еще одна девочка, но она пробежала только 42 км, а 50 не стала бежать. Наверное, это одна из причин, по которым я бегаю длинные дистанции - там конкуренции нет практически (смеется) и можно заявить о себе. Ну и опять же можно своим примером показать, что для этого необязательно есть мясо, пищевые добавки, гели и прочую химию.
F&F: Значит, ты больше любишь дистанции подлиннее. Скажи, а рельеф для тебя имеет значение? Или чем положе, тем лучше?
ЕР: Чем длиннее, тем лучше. А в последнее время у меня появился интерес именно к рельефу. Я даже зарегистрировалась на трейл в Хорватии в апреле следующего года. Причем, сразу выбрала максимальную дистанцию - 165 километров. Пока не знаю, как, но надеюсь пробежать.
F&F: А раньше бегала такие длинные трейлы?
ЕР: Не бегала. Здесь, конечно, нужны совсем другие тренировки.
F&F: На твой взгляд, в Москве есть условия для таких вот трейловых тренировок, кроме Крылатских холмов?
ЕР: Я сейчас езжу тренироваться в Ромашково на выходных. Плюс еще можно дорожку в фитнесс-клубе ставить на максимальный уклон и шпарить по ней.
F&F: Ты бегаешь на беговой дорожке?
ЕР: Я вообще не бегаю на беговой дорожке! Я с нее начинала, но возненавидела ее, когда мне пришлось пробежать так 25 километров. Это было 2 года назад, когда я готовилась к своему первому марафону. Тренер мне сказал: “Не вздумай простудиться! У тебя последняя тренировка. Если будет дождь, иди в зал”. Был дождь и я пошла в зал. А когда я оттуда вышла, я жутко расстроилась, потому что светило солнце! (смеется) Было обидно: как же так?! А я там реально до головокружения добегалась. Вышла, покачиваясь.
F&F: А на дистанциях тебе веселее бежится, если маленький круг? Или лучше, когда круг длиннее?
ЕР: Самое крутое, конечно, это когда из точки А в точку Б. Когда я бежала из Ростова в Шахты или из Таганрога в Азов, это были самые интересные забеги.
F&F: Кстати, в одном из твоих интервью ты рассказываешь про то, как бежала с Дмитрием Ерохиным на одном из участков его забега в Сочи. Ведь это тогда было для тебя еще и экспериментом: как далеко ты сможешь пробежать на минимуме еды.
ЕР: Это был мой самый первый забег на дистанцию, длиннее марафонской. Там я впервые впала в состояние медитации и даже не заметила, что основая группа, которая бежала, осталась позади. Я была уверена, что рядом со мной бежит Ерохин. А когда я вышла из этого состояния… Вы когда-нибудь погружались с аквалангом? Там бывает такой момент, когда выныриваешь из воды и видишь, что рядом с тобой совсем не тот человек, с которым ты погружался, а кто-то другой. С того момента, как я вошла в это состояние, прошло около двух часов. Остальная группа где-то замешкалась, а я продолжала бежать.
F&F: Скажи, а план “Б” у тебя тогда был? На случай, если вдруг срочно понадобилось бы поесть.
ЕР: В ситуации, когда бежишь по трассе, обычно без вариантов. Это, наверное, чисто психологическая вещь. У меня были, конечно, такие мысли: как же я без подпитки побегу? А в итоге эти 60 км получились на горсти орехов, половине банана и 3х глотках воды. И выяснилось, что на сыроедении можно спокойно бегать. Вот такой был первый эксперимент. А дальше меня стало тянуть на эту трассу, хотелось дальше бежать. Мы ведь были информационными спонсорами этого забега (портал pravda.ru - F&F) и каждый день с ними созванивались. Они мне рассказывали: Дима сегодня пробежал 80 км. А сегодня он пробежал 76 км. Мне тоже очень захотелось побежать, и я полетела туда на выходные. Но, к сожалению, бежать 2 дня не получилось - на второй день Дмитрий решил досрочно финишировать. Поэтому многодневная ультра у меня будет еще только в марте.
F&F: Что такое для тебя бег: хобби? Способ быть в форме? Образ жизни?
ЕР: Во-первых, это способ поддержания формы. Во-вторых, способ самовыражения. В-третьих, я вообще активно попагандирую бег и всем его рекомендую.
F&F: Ты могла бы рассказать о своем обычном тренировочном дне? Как он выстраивается? Ведь ты работаешь полный рабочий день, а дистанции, которые ты бегаешь, требуют очень серьезной подготовки. Как ты все успеваешь?
ЕР: Я рано встаю (смеется).
F&F: Любишь бегать с утра?
ЕР: Да, я бегаю только утром. После работы не могу: устаю и уже не хватает энергии на бег. Вечером я могу сходить в бассейн или на что-то восстановительное. В течение недели я стараюсь сходить либо в кедровую бочку, либо на массаж, либо и на то и на другое. В бассейн хожу минимум 2-3 раза в неделю - плавание я тоже воспринимаю как расслабление.
F&F: Какой у тебя средний километраж в неделю?
ЕР: Около 100 километров. 100 - 120. Это зависит от того, сколько я пробегаю в выходные. Если я бегу дистанцию ультра, то больше сотни набегает. Последнее время как-то так и получается.
F&F: Какие у тебя ближайшие спортивные планы, кроме Хорватии?
ЕР: В пятницу я улетаю в Малагу на марафон. Заодно хочу потренироваться в тепле. Недельку там поживу, благо у меня есть возможность периодически работать удаленно. Собираюсь этим воспользоваться перед новым годом.
F&F: На 2015 год уже есть планы?
ЕР: 1 января 2015 года я бегу Московский Новогодний марафон в костюме Снегурочки. Потом еду на Дорогу Жизни - тоже в январе (ежегодный зимний международный марафон под Питером, трасса проходит по Ладожскому озеру. - F&F). Февраль пока под вопросом: я зарегистрировалась на марафон в Севилье, но меня зовут бежать в Карелию вдоль озера. Поскольку обо мне знают, организаторы иногда связываются и приглашают на свои забеги. Хорватия будет в апреле, а в марте перед ней 4х-дневный забег в Болгарии вокруг озера. Там каждый день надо пробегать дистанцию больше марафонской. В мае - мой любимый Эльтон: 100 км вокруг озера. Этой осенью я там бежала 56 км, но хочется пробежать полный круг.
F&F: Плотный график. А спортивная мечта у тебя есть?
ЕР: В этом году я должна была участвовать в Дохе на Чемпионате мира в беге на 100 км. Но мне не дали визу. Я активно готовилась последние 2-3 месяца, были очень длинные тренировки, очень уставала… Визу не дали, но мечта принять участие в спортивном соревновании такого уровня осталась. Надеюсь осуществить ее в следующем году.
F&F: Что же, удачи! Вот еще интересно, есть ли у тебя кумиры среди бегунов-ультрамарафонцев?
ЕР: У меня была вдохновительница, девушка по имени Мишель Митчелл. Она американка, живет и работает в Москве. В 2012 году я бежала 10 км в рамках марафона Лужники - марафонские дистанции я тогда еще не бегала. Я уже возвращалась с забега, а марафонцы все еще бежали. Среди них я увидела Мишель. Мы с ней столкнулись лицом к лицу, и в тот момент я подумала, что тоже хочу пробежать марафон. Только про нее могу сказать, что она меня вдохновила. А так, пожалуй, нет. “Я сам себе и небо и луна” (смеется).
F&F: Это прекрасно!
О ЕДЕ
F&F: Женя, ты как-то рассказывала, что стала вегетарианкой в возрасте 15 лет. Если не секрет, что тебя к этому подтолкнуло?
ЕР: На самом деле я с детства недолюбливала мясо. Мы с родителями и сестрой жили достаточно скромно. У меня родители - простые заводчане. На выходных мы варили большую кастрюлю супа и в течение недели его ели. Мне не нравился вкус мяса и жира в супе. Еще больше не нравилось, что меня заставляли есть его через силу. Хотя не скрою, жареные котлеты, например, или пельмени мне нравились. Видимо, все-таки тот суп с мясом сыграл роль. И я решила отказаться от этого совсем.
F&F: Даже от котлет?
ЕР: Даже от котлет.
F&F: Сложно было?
ЕР: Сложно было, наверное, первые недели три. Была слабость, головокружения… Наверное, это было связано с переходом - организму не хватало чего-то.
F&F: Ты тогда совсем не думала о том, чем заменить мясо?
ЕР: Вообще не думала! Рацион у меня тогда и так был скудный, а стал еще более скудным. Стала есть больше хлеба. Фрукты по праздникам.
F&F: Родные с пониманием отнеслись?
ЕР: Да нет. До сих пор, в общем, скептически к этому относятся.
F&F: Они, наверное, переживают за тебя, боятся, что ты не наедаешься.
ЕР: Возможно. А когда я сказала маме, что я теперь сыроед, она сказала: “Как?! Ты теперь не будешь есть печенье и конфеты? Как же можно жить без конфет?!”
F&F: А ты действительно осталась без конфет и печенья, или у сыроедов есть варианты?
ЕР: Конечно, есть! Есть очень много сладостей, даже шоколад. Козинаки из орехов с инжиром. Если я хочу, я все это ем. Но на сладкое меня не тянет.
F&F: Кстати, а почему ты перешла на сыроедение?
ЕР: Это связано с травмой, которую я лечила полгода. С этой травмой я пробежала марафон в Кельне. Бежала на обезболивающих и “словила” все побочные эффекты, которые были описаны в инструкции к ним. В результате вторую половину дистанции я бежала от туалета до туалета. Очень тяжело было. А потом я поехала отдыхать во Вьетнам. И там, лежа в гамаке, я подумала: что-то у меня неправильно с едой, наверное. Стала искать информацию, читать статьи и наткнулась на книгу “80/10/10” (Дуглас Грэм “80/10/10” - F&F). В этой книге речь идет о том, что в нашем рационе 80% калорий должно поступать из углеводов, 10% из жиров и 10% из белка. Тогда я узнала, что есть продукты, которые закисляют организм, и есть продукты, которые ощелачивают. Я подумала, что у меня все проблемы от того, что организм очень закислен. Решила сначала таким способом почиститься, а если хорошо пойдет, совсем перейти на сыроедение. Сыроедение - это во многом фруктоедение. Поскольку во Вьетнаме все к этому располагало - и солнце, и доступность фруктов - мне это далось очень легко. И когда я приехала в Москву, мне уже не хотелось никаких каш, овсянку, например. Я раньше часто ела по утрам овсянку. А теперь мне уже ничего такого не хотелось.
F&F: А веганом до этого ты долго была?
ЕР: Не помню… Я уже начала тогда бегать. Года три, наверное.
F&F: Скажи, сложно ли тебе и в Москве оставаться сыроедом? У нас все-таки не так много фруктов. Во-вторых, очень мало возможностей поесть такую еду в городе.
ЕР: Проблема как раз с общепитом. Когда твои коллеги, знакомые куда-то идут, хочется пойти с ними пообщаться и просто поговорить, потому что весь день только работа-работа-работа… Но потом понимаешь, что в тех местах, куда они пойдут, ты будешь просто сидеть и пить чай, глядя на то, как они вкушают разную вкусную еду, хоть и вредную. Поэтому я обычно просто не иду с ними. Это, конечно, большой минус. А так я не испытываю сложностей. Все есть, даже несмотря на санкции.
F&F: А как насчет чистых продуктов? Есть мнение, что фрукты и овощи в магазинах содержат много химии: пестициды, нитраты…
ЕР: Меня это сильно не беспокоит. Если есть возможность купить фрукты, овощи у бабушки, которая живет в деревне, я, конечно, покупаю. А если в магазинах есть еда, подходящая для сыроедов, покупаю ее там.
F&F: Если ты ешь в основном фрукты, наверное, времени на готовку у тебя уходит совсем мало?
ЕР: Я крайне редко готовлю. (смеется) Это вообще большая экономия времени, сил, посуды, воды… Почистил апельсин, съел горсть орехов - и нормально. Иногда я ем пророщеную зеленую гречку. Смешиваю ее в блендере с томатами и тыквенными семечками. Но такие быстрые салаты в блендере - мой максимум. Еще урбеч покупаю, его из Дагестана привозят. Он бывает из кешью, из миндалая, из льна - классная штука! С утра по ложке съедаю. Сама не готовлю, времени жалко.
F&F: То есть ты живешь без хлеба, каш и других традиционных для нас продуктов?
ЕР: Да.
F&F: А есть у тебя в этой области то, что сейчас называют модным словечком “лайфхак”? Приемы, которые выработала для себя и которыми могла бы поделиться.
ЕР: Да мне кажется, у сыроедов все просто. Не нужно ничего такого.
F&F: Как ты решаешь вопрос с едой в поездках?
ЕР: Вот это, кстати, сложно. Мне пришлось приучать себя брать еду с собой. Те же самые орехи, бананы… Бананы, кстати, рекомендуют есть перед самолетом, особенно если укачивает. Апельсины не беру, чтобы в самолете не было сильного запаха.
О ЕДЕ И СПОРТЕ
F&F: Сложно ли сочетать такой тип питания со спортом, особенно с таким, которым занимаешься ты? Ведь у тебя серьезные длительные нагрузки.
ЕР: Я даже об этом не задумываюсь. Мне хорошо, у меня достаточно энергии и нет потребности в другой пище.
F&F: Ты не чувствуешь, что дополнительно нужен протеин или другие добавки?
ЕР: Протеин точно нет. Что там еще обычно используют… Да нет, не нужно ничего. Натуральная гуарана, например, дает эффект бодрости. Она есть в порошке. Разводишь в воде одну треть чайной ложки и получаешь эффект, как от трех чашек кофе. (смеется) С утра выпил и побежал.
F&F: А как зимой меняется твой рацион? Мы же тратим больше калорий на обогрев.
ЕР: Да, с этим я столкнулась. После длительных тренировок и ультрамарафонов бывает озноб. Спасает горячее питье с медом и имбирем.
F&F: Это твоя первая “сыроедческая” зима или вторая?
ЕР: Вторая. Но та зима была теплой, я практически всю зиму ездила на велосипеде. Сейчас вот второй день без велика передвигаюсь.
F&F: Ну и традиционный вопрос, который беспокоит всех: откуда веганы и сыроеды берут белок. Откуда ты получаешь свои 10% калорий из белка?
ЕР: Первое - это орехи. Второе - пророщеная зеленая гречка. Третье - водоросли и морская капуста. Четвертое - семена чиа. Не знаю, насколько там много белка, но он там есть, как и полезные омега-3. Что там еще было… Спирулина.
F&F: А какое спортивное питание ты используешь? На чем ты бегаешь?
ЕР: Несколько последних длительных тренировок я бежала на королевских финиках. Они вкусные, сладкие и очень сочные. Если речь о каких-то массовых забегах, то это бананы. Сухофрукты, если нужно взять еду с собой. В Токио на марафоне были томаты черри. А в теплых европейских странах, в Испании, например, предлагают апельсины. Апельсины вообще очень круто поесть на марафоне. Даже, по-моему, на московском марафоне были апельсины.
F&F: Да, апельсины! Когда я бежала свой первый полумарафон в Пизе - цель тогда была просто финишировать, не переходя на шаг - на дистанции предлагали красные апельсины. И я не выдержала, все-таки остановилась около этой палатки. Я тогда съела штуки две - меня прямо трясло, так сильно вдруг захотелось апельсинов.
ЕР: Апельсины меня, кстати, однажды подвели. Когда я бежала 100 км в Латвии, я набрала с собой такой большой контейнер с едой. Там были орехи, сухофрукты, томаты. А апельсинов не было. И вот где-то на 80-м километре я поняла, что хочу апельсин, и попросила, чтобы мне его принесли. Этот апельсин купили где-то в магазине, почистили и передали мне. Но видимо, вкусовые рецепторы были на тот момент слегка нарушены: апельсин оказался таким невкусным! Мозг понимал, что это апельсин, и ожидал определенный вкус. А вкус был совершенно не тот! Это было очень странно. Думаю, это связано с нагрузкой. Когда 8 часов бежишь…
F&F: Кстати, как ты восстанавливаешься после забегов?
ЕР: У меня целый комплекс восстановительных мер. Во-первых, компрессионные чулки для восстановления, которые я надеваю практически сразу после бега и даже в них сплю. Это обязательно бассейн на следующий день. Кедровая бочка, массаж. Если есть возможность сходить к спортивному доктору на иголочки, иду на иголочки. И растяжка обязательно - в этот же день и на следующий, два дня. Опять же бег на небольшие дистанции. А в день самого забега, если это ультра, я весь день лежу, отдыхаю.
F&F: Что ешь сразу после забега?
ЕР: То, что хочу. Обычно это что-то, о чем я мечтаю всю дистанцию, особенно ее вторую половину. Как правило, помело или апельсин - что-то сочное, цитрусовое. Иногда хочется свежевыжатого сока, опять же из этих цитрусовых. Еще съедаю семена чиа и кунжут в молотом виде.
F&F: Как тебе кажется, такое питание влияет на твои спортивные показатели, на результаты?
ЕР: Наверное, в плане скорости я не то чтобы теряю что-то, но точно не приобретаю. По крайней мере, специально я над скоростью много не работаю. А в плане выносливости мне это определенно много дает. Организм тратит меньше энергии на переваривание пищи, соответственно, остается больше энергии на все остальное, в том числе на бег и другие нагрузки. Для меня главное - выносливость, чтобы бежать дальше, дольше.
F&F: Женя, а что бы ты посоветовала тем, кто только задумался о переходе на растительное питание, но либо не решается, либо просто не знает, с чего начать?
ЕР: Главный совет - это слушать свой организм. Если это действительно твоя потребность, а не навязанная кем-то извне схема, надо переходить. Если же это дань моде, тогда, наверное, не имеет смысла. В любом случае, 2-3 дня любой человек сможет прожить без мяса и животных продуктов. Попробовать можно. Понятно, что за короткий срок сложно определить, твое это или нет. Но ощутить себя в этой шкуре будет полезно, в том числе и для здоровья. Существует диета по группам крови: кто-то по своей природе просто не предрасположен к вегетарианской пище и таким людям необходимо есть мясо. Надо просто понять, твое это или не твое.
F&F: Каким рецептом ты могла бы поделиться, который не раз тебя выручал? Проверенный, быстрый, простой.
ЕР: Несколько раз я брала на забеги такую смесь: банан с финиками. Предварительно замоченные финики смешать с бананом в блендере.
F&F: Без воды?
ЕР: Без воды. Получается такое плотное густое пюре, практически тот же самый спортивный гель. Это первое. А второе - салат в блендере, о котором я уже говорила. Пророщеная зеленая гречка, тыквенные семечки, зелень любая, какая есть, и томаты - все в блендер. Получается пюре.
F&F: Как ты, кстати, проращиваешь гречку? В специальном агрегате?
ЕР: Да нет, просто водой заливаю. Прорастает где-то за 2 дня.
F&F: Тренировочный план ты себе сама составляешь?
ЕР: К своим первым трем марафонам я готовилась по планам, которые мне присылал рекордсмен России в беге на марафонскую дистанцию Алексей Соколов. А потом у нас с ним возникли разногласия. Алексей считал, что можно бегать 2-3 марафона в год, а мне хотелось больше. Вот за этот год я пробежала 7 марафонов и 10 официальных ультрамарафонов. А кроме этого было еще пол-десятка неофициальных ультразабегов. Понятно, что он никогда бы мне этого не разрешил. Но я прекрасно себя чувствую. Так что теперь делаю все сама.
F&F: А когда сама делаешь план, чем руководствуешься?
ЕР: Ощущениями.
F&F: У тебя, похоже, очень хороший контакт с собой и со своим телом.
ЕР: Да. Главное, не забивать это тело всякой мусорной пищей, тогда будет все хорошо.
F&F: Спасибо тебе большое за интересный рассказ и удачи на будущих забегах!
ЕР: И вам спасибо!